Один из главных специалистов медицины сна Великобритании и автор клинических исследований Института сна и циркадной нейробиологии в Оксфордском университете доктор Пол Келли считает, что вынужденное начало рабочего дня и уроков до наступления 10 часов утра равнозначно пытке, приводящей к физическому истощению и стрессу, вызванных хроническим недосыпанием.
Он верит, что уроки и работа начинаются чересчур рано, и настаивает на важности пересмотра времени их начала, основываясь на естественных циркадных ритмах человека.
Во время своего выступления на Фестивале британской науки в Брадфорде доктор сказал:
«Человеческое сердце и печень работают по своим законам, а вы приказываете им сместить график на 2-3 часа. Нельзя менять биоритмы и заставлять себя просыпаться в определенное время. Наше тело подстраивается под положение солнца, и происходит это подсознательно, поскольку управляется гипоталамусом, а не зрением.
Это серьезная проблема нашего общества. Работники должны приступать к своим обязанностям в 10 утра, а потому сегодня все они не высыпаются. Все наше общество не высыпается. А это оказывает огромное негативное влияние на тело человека, поскольку, лишая себя сна, мы напрямую влияем на свое здоровье, эмоциональное состояние и продуктивность труда.
Нагляднее всего данная картина прослеживается в больницах и местах лишения свободы, где сотрудники будят людей, а затем кормят невкусной едой. И вы слепо повинуетесь, будучи не в себе. Недосыпание – это пытка мирового масштаба. Страдает каждый из нас, хотя в этом нет никакой необходимости».
По словам доктора Келли, из-за раннего начала занятий каждую неделю британские школьники недосыпают по 10 часов. Для того, чтобы улучшить жизнь детей, ученый предлагает пересмотреть время начал первых уроков в образовательных учреждениях:
«В 10 лет вы просыпаетесь и отправляетесь в школу, что соответствует общепринятому стилю жизни «с 9 до 5». В 55 лет вы продолжаете жить по тем же правилам. Однако за эти годы происходит множество перемен и, учитывая изменения в вашем возрасте, вам нужно спать больше, чем в юные годы».
Занимая пост директора средней школы в Норт-Тайнсайде, доктор Келли в 2009 году перенес первый урок с 8:30 на 10 утра, после чего успеваемость учеников по базовым дисциплинам выросла почти на 20%. Основываясь на успехе проведенного, ученый пришел к выводу, что занятия детей 8-10 лет должны начинаться в 8:30 или позже, молодых людей в 16 лет – в 10:00, а с 18 лет – в 11:00.
Вам также понравится — Ваш сын выбрал вас своей матерью
Доктор уверен, что если бы все школы Великобритании перешли на новый график обучения, отвечающий биологическим часам человека, то результаты выпускных экзаменов выросли бы на 10%. Чтобы исследовать положительный эффект от такого пересмотра начала учебного процесса, 30 тысяч учеников из 100 разных школ стали участниками 4-летнего эксперимента Оксфордского университета.
Занимающийся изучением медицины сна профессор К. Эспи поделился своим мнением в Telegraph:
«Родители говорят, что всему виной ваша лень и упрямство, и что все можно исправить, ложись вы спать пораньше. Однако наука говорит о том, что тинейджерам нужно дольше спать по утрам. Правила требуют сидеть за школьной скамьей, а мозг все еще спит. Именно поэтому мы сейчас исследуем возможность переноса начала школьных занятий на 10 утра, чтобы тем самым повысить уровень успеваемости».
Несколько лет назад доктор П. Келли, профессор С. Локли (Медицинская школа Гарварда) и доктор Р. Фостер (университет Оксфорда) проводили исследование под названием «TинСлип», охватывавшее 100 разных школ. Задача состояла в том, чтобы сравнить успеваемость учеников, чьи уроки стартовали в 9:00, и тех, кто приступал к занятиям на час позже. Доктор Келли утверждал:
«Если верить науке, то эффективность обучения должна вырасти. Дети получили возможность больше спать, избежать стресса и тревожности и снизить употребление лекарственных веществ. Я не могу предсказать, насколько повысится их успеваемость, но готов поставить на то, что это будет статистически значимая цифра».
Ученые утверждают, что аналогичные перемены помогут и взрослым, поскольку «до наступления 55 лет циркадные ритмы человека абсолютно несовместимы с режимом работы с 9 до 5, угрожая продуктивности его труда, психическому здоровью и самочувствию».
Установившийся в обществе стиль жизни увеличивает риск появления шизофрении и диабета. Нельзя назвать совпадением тот факт, что 70% расстройств психики приходятся на возрастные рамки с 11 до 24 лет. Определенные социальные изменения способны не только повысить обучаемость детей, но и улучшить их состояние здоровья, а также повысить продуктивность взрослых.